Злобный интеллектуал Яранайкин (t_fujita) wrote,
Злобный интеллектуал Яранайкин
t_fujita

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

О сексуализации персонажей, уместности и контексте

Как известно тем, кто хоть как-то следит за последними скандалами, связанными с феминизмом и игровой индустрией, тема сексуализации героинь в них занимает одно из основных мест. Иногда она кажется представленной в виде глупого противостояния юношей (и не только), жаждущих как можно больше полуобнаженных героинь, и противостоящих им борцов с сексизмом, которые хотят видеть в играх ультра-реалистичных (читай -- некрасивых по ныне существующим стандартам) женщин, одетых исключительно практично. На самом деле смотреть на этот вопрос можно смотреть с разных углов зрения: можно говорить о недостатке сексуальных (с женской точки зрения) героев в видеоиграх и, соотвественно, устраняемом потенциально дисбалансе, или об излишней сексуализации популярной культуры вообще, или о неприхотливости и не самых изысканных вкусах публики. Можно говорить о свободе творческого самовыражения, а можно о важности изменений в обществе. Но о чем большинство, пожалуй, ломающих копья забывает, так это о необходимости рассматривать проблему, выраженную конкретными примерами, в контексте этих самых примеров. А о необходимости знать и понимать контекст культурных явлений забывать нельзя.

Хороший пример -- уже упомянутые попытки втиснуть образы персонажей, заведомо отличающихся от обычных людей и живущем не в нашем с вами мире, а мире, созданном воображением автора (пусть оба могут быть крайне похожими), в тела усредненных людей. В пожелании видеть неких могущественных героев комиксов с реалистичными пропорциями нет ничего плохого до тех пор, пока таким образом не предлагает переикраивать персонажей с определенным амплуа, подразумевающим в том числе стройную фигуру, развитые мышцы и прочие атрибуты физически сильного человека. Бэтмен с нависающим над штанами брюшком и пухлая чудо-женщина смотрятся нелепо и карикатурно, хотя авторы перерисованных обложек комиксов преследовали вполне благородную цель: по их мнению, герои с таким телосложением помогут людям не пытаться достичь недостижимого и поспособствуют уважению своего тела.


PoisonIvy
(хотя без квадратного подборка Бэтмену все же лучше)


Одежда -- другой вопрос, не связанный напрямую с людскими комплексами, но сама по себе она служит той же цели, что и телосложение -- созданию целостного облика героя в рамках сеттинга, куда он помещен. Поскольку нарисованные и смоделированные персонажи редко переодеваются, их единственный наряд служит важной частью их образа. Соотственно, то, во что одеты герои, должно дополнять их характер, роль в сюжете, занимаемое ими положение и так далее. Наряд также существует в контексте мира, и если все NPC предпочитают одеваться "как положено", то выбор героини ходить исключительно в нижнем белье с трудом воспринимается как всего лишь ее вкусовые предпочтения. Одежда несет в себе месседж, и если персонаж выбирает выглядеть нарочито сексуально, естественно думать, что для него или нее весьма важно желание вызывать понятные чувства у лиц противоположного пола. И тут очень часто вступают в противоречие образ, созданный сценаристом, и образ созданный дизайнером (пусть иногда это один и тот же человек).

Конечно, если мы говорим о произведениях практически бессюжетных, то с них и соотвествующий спрос, а потому упрекать их в бронелифчиках бесмысленно. Но если же заходит речь о персонажах, имеющих интересы, цели и никак не зацикленных на том, чтобы окружающие их вожделели, их появление в полуобнаженном виде кажется минимум странным и очевидным образом наводит на мысль о том, что авторы незамысловатым образом заигрывают с аудиторией. На самом деле это относится даже к заведомо сексуальным героиням, которые в своих костюмах стриптизерш смотрятся не всегда адекватно.


k4oa4virhlqvylzpvvfi
(чтобы выглядеть сексуальной колдуньей Морриган не обязательно носить шарф, едва прикрывающий грудь)


Вообще подборка альтернативных дизайнов, откуда взята выше размещенная картинка, мне в целом кажется вполне нормальной и не заслуживающей той критики, с которой на нее некоторые обрушились (хотя в случае с Самус, конечно, художница явно была не в теме и допустила глупую промашку). Авторы обновленных версий героинь явно стараются видеть их одежду более функциональной (что вполне логично) и менее вызывающей, но это вовсе не означает, что они хотят кого-то изуродовать и сделать непривлекательным; также нет причин обвинять их в пуританском стыде собственного тела -- я уверена, что вы не ходите по улицам в купальнике отнюдь не из этих соображений. Более того, мне кажется, что в ряде вариантов "более одетые" героини как раз начинают выглядеть сексуальнее, чем прежде.


ei4hl4rmit9jc3oqxnml


Но вот кто мне кажется очевидно лишним в этой подборке, так это героиня Guilty Gear. Очень часто попытки подойти к японской продукции с привычными для Запада стандартами сопряжены c непониманием гротескности этих произведений. Их создатели по умолчанию создают набор красоток разных типажей на все вкусы, словно в дейтсимах, не обладающих проработанными характерами и прошлым; их внешность -- часть общего облика игры. Похожую ошибку совершил Боб Чипмен в своем достаточно известном видео, где он, говоря о проблеме сексуализации героинь видеоигр, в качестве иллюстративного материала использует в большинстве случаев арты и скриншоты с девушками из японских файтингов. Поступать так можно, лишь не понимая, что гипертрофирована вся эстетика подобных игр, и подобное недовольство похоже на возмущением тем, что у персонажей аниме нереалистичные пропорции лица.

Кроме того, иногда излишне броский внешний вид может быть напрямую связан с историей персонажа. Кайне из Nier -- отличная приманка для борцов с сексуализацией: у нее большая грудь, она ходит фактически в неглиже и носит туфли с высокими каблуками. При этом подразумевается, что она -- невероятно умелый и сильный боец.

Nier-Kaine


Nier принадлежит как раз к крайне "гипертрофированным" играм, в ней полно абсурдистских моментов и постмодернистских приемов, поэтому все вопросы к внешности Кайне могли бы отпасть только на этом основании. Вдобавок, наличие у нее столь выдающихся способностей объясняется сюжетом. Но интересно вот что: хотя прямо это в игре не озвучивается, но Кайне -- гермафродит. Родившись столь необычной, она успела много настрадаться в детстве, неправильное строение гениталий сделало ее парией. В свете этого совершенно по-новому начинает выглядеть ее выбор столь феминного образа, хотя по характеру она крайне далека от того, что понимают под женственностью.

Заканчивая, я возвращусь к тому, с чего начинался текст -- к важности контекста. Оценивать образ без его знания невозможно, именно это и приводит к появлению поверхностной аналитики (какой сейчас в обсуждениях гендера в играх можно видеть немало), когда к чужому творению подходят исключительно с точки зрения собственных представлений и идеалов. Мне это напоминает обвинения в шовинизме исторических персонажей, живших задолго до того, как равноправие вообще, а не только половое, стало обиходным понятием. Как обычно, желание судить со своей колокольни и отсуствие стремления вникнуть в тему приводят только к глупости.
Subscribe

  • И еще немного о культурологии

    Единственным человеком, который не путал меня с урологом, искусствоведом, экзальтированной девицей, хорошо разбирающейся в живописи, театрах и…

  • Мимолетное

    Часто сталкиваюсь на просторах Интернета со словами, что обитатели русских провинций все из себя добры, великодушны, щедры etc. Ходячее олицетворение…

  • (no subject)

    Большинство людей, насколько я понимаю, не разделяет моей любви к полемике -- причем полемике не с теми, кого можно было бы счесть классовым врагом,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments